“Движение и его выражение – глагол – являются основой
языка.
Найти верный глагол для фразы –
это значит дать движение фразе”
А.Н.Толстой
В одной
большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё
наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре
всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли
болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы
над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы
повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали
другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного
наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось
несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были
встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только
указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного
наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно
сражались и одержали победу. За это правительство Глаголии присвоило им высшую
награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и
будут знать в будущем.
Изъявительное наклонение – действие
как реальный факт.
Условное наклонение – действие как
возможное или желательное.
Повелительное наклонение – как выражение
побуждения к действию.
“Учитесь и
читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.
“Если бы к
моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к
чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.
“От чтения к
нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.
- Что объединяет все высказывания?
- В каких наклонениях употреблены глаголы?
Заполнить
таблицу:
Захотелось
Юрику что-нибудь хорошее сделать.
Вот сел он и
стал думать: «Если бы моя сестренка утонула,
я бы ее спас!»
А сестренка
тут как тут:
- Погуляй со
мной, Юра!
- Уходи, не
мешай думать!
Обиделась
сестренка, отошла.
А Юра стал
дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!»
А няня тут
как тут:
- Убери
посуду, Юрочка!
- Убери сама
– мне некогда!
Покачала
головой няня.
Подошел Юра
к маме:
- Что бы мне
такое хорошее сделать?
Погладила
мама Юру по голове:
- .
. . .
. . .
. . .
Что сказала
Юре мама?
Изъявительное
наклонение
|
Условное
наклонение
|
Повелительное
наклонение
|
Давайте
посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных
наклонений
“Я решил бы,
я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы”
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы”
Не замыкайся
в скорлупе, как червяк в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит.
Не
привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье.
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье.
Встань на
рассвете, слушай и молчи,
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки.
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки.
Вставить подходящие по смыслу глаголы.
Из-под камня ............... родник. Он превращается в ручеёк, который весело .......... на восток.
Ручей брызжет, ................., .................... и потом стремительно ..................... вниз. По
склону горы он .................... дальше. Несколько таких ручейков .................. в один
большой ручей, и он спокойно ............... по равнине. А вот он с шумом .................... в пропасть.
.................. свежий ветерок, ........... прохладой в лицо, ........... по листьям, .......... в кустах. Следом за ним ......... бурный вихрь,
медленно двигая по дороге; вот он ........... в деревню, ........ несколько
гнилых досок с забора, ............ соломенную кровлю и ........... вдоль улицы
петухов и кур.
Творческое задание.
- Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.