среда, 15 октября 2014 г.

Детство и юность М. Ю. Лермонтова. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Метафора.


   I. Детство и юность М. Ю. Лермонтова

           Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Детство провел в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. 


Именно там он слышал от крестьян предания и песни об Иване Грозном, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года. В барской усадьбе и селах мальчик видел народные праздники, развлечения, песни и пляски.
      Бабушка возила Лермонтова для лечения на Кавказ, потому что мальчик часто болел. Когда Лермонтов учился в Московском благородном пансионе, он участвовал в собраниях литературного общества, где воспитанники читали свои стихи и переводы. 


Лермонтов, как и многие другие, любил стихотворения и поэмы Пушкина.
      Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге Лермонтов начал работать над собственными крупными литературными произведениями. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. Там он написал еще несколько произведений, в том числе стихотворение «Бородино», которое изучалось в 5 классе.


      В 27 лет Лермонтов погиб на дуэли.
           
      II. «Тучи»


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. 



          Поэт обращается к тучкам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Лермонтов называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Поэт использует прием олицетворения
      — Говорим ли мы в жизни «тучки небесные»? Или мы скажем, иначе расположив слова: «небесные тучки»?
      * Инвéрсия — необычный порядок слов в предложении.
      Инверсии помогают выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги. Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.
      Проведем небольшой эксперимент. Составим предложение так, чтобы в нем были прилагательные, затем поменяем прилагательные и существительные местами. Звучание предложения сразу изменится, станет более поэтичным.
      — Найдите инверсии в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи».
      — Чем отличается эпитет от обычного определения?
      — Два определения: «с милого севера» и «в сторону южную». Какое из определений будет эпитетом, а какое — нет?
      — Найдем другие эпитеты.
      Небо поэт называет степью лазурною, потому что оно похоже, по мнению автора, на голубую, лазурную степь. Эпитет жемчужною говорит о том, что тучи не грозовые, тяжелые и темные, а легкие, маленькие, белого цвета, как жемчуг. Эти выражения помогают нарисовать красивую картину: голубое небо, по которому плывут белые облака.



      Выражение цепью жемчужною следует назвать метафорой, потому что оно употребляется в переносном значении на основании сходства между обозначаемыми предметами.
           * Метáфора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основании сходства между предметами или явлениями.
      Предложим детям еще один, рабочий вариант определения метафоры:
      * Метафора — это скрытое сравнение.
      Словом изгнанники поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова будто сравнивает судьбу тучек со своею судьбой. Смысл этого сравнения в том, чтобы подчеркнуть, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться из одного места в другое в поисках понимания и любви.
      Таким образом, сравнение используется автором как основа построения стихотворения. Но поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.
      Обратим внимание на интонации стихотворения. Восклицание, любование красотой, сочувствие, сомнение, мучительные вопросы, горькое разочарование и вывод: только тот, кто любит Родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как переживает ее поэт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.