суббота, 13 апреля 2019 г.

Употребление наклонений глагола в речи



“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
это значит дать движение фразе”
                                                                                                                                            А.Н.Толстой

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголии присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем. 
Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.
Условное наклонение – действие как возможное или желательное.
Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.
  

      

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.
“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.
“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.
  • Что объединяет все высказывания?
  • В каких наклонениях употреблены глаголы?



Заполнить таблицу:
Захотелось Юрику что-нибудь хорошее сделать.

Вот сел он и стал думать: «Если бы моя сестренка утонула,  я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра стал дальше думать: «Если бы на няню волки напали, я бы ее спас!»
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка!
- Убери сама – мне некогда!
Покачала головой няня.
Подошел Юра к маме:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
-  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Что сказала Юре мама?



Изъявительное наклонение
Условное наклонение
Повелительное наклонение



       
                                          






Давайте посмотрим, как используют поэты в своих произведениях глаголы в форме разных наклонений
“Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы…”
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
…В кресло мягкое забьётся
И мечтательно журчит:
“Я б турецкий изучил…
Я бы радио включил…
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы” 

Не замыкайся в скорлупе, как червяк в орехе.
Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи.
При виде тучи грозовой не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой – ведь ты не черепаха!
Не раскисай, не унывай, когда придётся трудно.
Всё, что имеешь, раздавай, а не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат в прострелянном окопе.
Лишь тот действительно богат, кто ничего не копит. 

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье. 

Встань на рассвете, слушай и молчи,
Где шепчут ветлы, протирая веки:
Летели гуси-лебеди в ночи
И уронили по пути ключи,
Которыми весна открыла реки.




Вставить подходящие по смыслу глаголы.

Из-под камня ............... родник. Он превращается в ручеёк, который весело .......... на восток. Ручей брызжет, ................., .................... и потом стремительно ..................... вниз. По склону горы он .................... дальше. Несколько таких ручейков .................. в один большой ручей, и он спокойно ............... по равнине. А вот он с шумом .................... в пропасть.

.................. свежий ветерок, ........... прохладой в лицо, ........... по листьям, .......... в кустах. Следом за ним ......... бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он ........... в деревню, ........ несколько гнилых досок с забора, ............ соломенную кровлю и ........... вдоль улицы петухов и кур.


 Творческое задание.
  • Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.





                                                                                                                            

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.