Ветер листал страницы раскрытой
книги. Он давно собирался пополнить свое образование, но все не хватало
терпения заняться этим всерьез. Вот и сейчас, перелистав книгу от начала до
конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не
прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.
— Будьте любезны, — обратился он к
первому попавшемуся слову. — Как бы мне повидать самое главное слово этой
книги?
— Оно здесь, почти рядом, — сказало
Первое Попавшееся Слово. — но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем
обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. я — его
заместитель.
— Вы — его заместитель? —
обрадовался Ветер. — Подумайте, как это я сразу вас нашел!
— Да, вам повезло, — согласилось
Первое Попавшееся Слово. — я — первый заместитель Существительного — его личное
местоимение… Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него
перенять.
— Что же вы у него переняли? —
спросил Ветер, замирая от нетерпения.
— Довольно много. например, число,
род, падеж. ну, и содержание, разумеется…
Со
школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его
звучность, богатство слов и выражений.
Мир
местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы
постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления
местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако
частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном
случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что
существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч,
глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно,
что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны
постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем
частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он,
это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.
Местоимения создают нам речевое удобство, так как
экономят время и пространство.
Задание:
Заменить данные определения сложными словами с местоимением сам.
- Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
- Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
- Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
- Критика недостатков своей работы.
- Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
- Тот, кто выучился чему – нибудь без специального обучения и руководства.
- Неограниченная власть царя.
- Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом.
- Аэроплан.
Сложить пословицы
1.делает не
ничего ошибается , кто не тот .
2. и там
ссорится спорится, где никто дело не .
3.дружку держаться друг за , бояться ничего не .
4.пропасть
горазд грамоте , тому не кто .
Справка. В латинском
языке местоимение имело название прономен. Это слово
составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и
существительного номен – «имя», то есть местоимение буквально
означает «вместо имени».
Найти местоимения, определить их
разряд.
Подошел мастер к верстаку своего
питомца. Тот ведет себя нервозно, подкрадывается с фуганком к доске, словно
боится ее. Мастер берет фуганок, я слежу за ним. Дело в том, что я и есть тот
питомец, работу которого поправлял мастер. Фуганок напоминает мне корабль,
который нужно привести в лагуну. «Вот и все», — говорит мастер.
С.А. Есенин:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
М.Ю. Лермонтов:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
А.С. Пушкин:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
М.Ю. Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
М. Горький:
Выбирайте для чтения такие книги,
которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
М. Исаковский:
Во все в…ка на русском хлебе
Б…гатыри р…сли у нас.
Так пусть же вновь р…стут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде н…кто тебя, Россия,
Перебороть ни (в) чем (не)мог.
1)Укажите
строчку с притяжательными местоимениями:
а) мой,
заячий, лисий;
б) чей,
свой, кошачий;
в) себя,
рыбачий, наш;
г) который,
лосиный, наш.
д) мой,
свой, твой.
2). Укажите
строчку с определительными местоимениями:
а)
некоторый, всякий, твой;
б) самый,
мой, резкий; в) узкий, ваш, другой;
г) любой,
другой, каждый;
д) низкий,
такой, сам.
3). Укажите
строчку с относительными местоимениями:
а)
нисколько, несколько, сколько;
б) какой,
самый, другой;
в) кто,
некто, никто;
г) который,
сколько, каков;
д) чей, мой,
твой.
4). Укажите
строчку с отрицательными местоимениями:
а) некто,
кто-либо, некого;
б) нечто,
ничего; что-либо;
в) никакой,
какой, такой;
г) чей, наш,
ничей;
д) никто,
некого, ничей;
5). Укажите
строчку с неопределенными местоимениями:
а) меня,
себя, кто
б) некто,
кое-кто, кто-нибудь
в) кое с
кем, никакой, всякого
г) того,
ему, тем
д) не о чем,
о тебе, с ними
Вставьте пропущенные буквы. Найдите
в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж
всех местоимений:
Под Москвой л…са были наскво…ь
пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из Москвы на зап…д. Путь
прош…л мимо Бородинского поля, над которым в это время расст…лался туман,
п…хожий на дым ср…жения.
Продумайте ответ на вопрос, почему
в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.