суббота, 17 января 2015 г.

Словообразование имен прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.



 
Красив и задумчив зимний лес. Слабые порывы ветра срывают с бархатной снежной каймы пушистые хлопья снега. Они кружатся в воздухе, выписывая причудливые фигуры, и, медленно опускаясь на землю, сливаются с серебристым ковром. А ты идешь по твердому насту, и на твоих губах невольно появляется счастливая улыбка. На душе становится радостно и спокойно.
            Декабрь – месяц больших3 молчаливых сугробов. Вместе со снегом3 налетели и набежали в лес сказочные существа. Расселись они по низеньким пням, вскарабкались на пышные елки и высокие сосны.
            Тут вылез из сугроба лесной человечек в белой шапчонке. Там сидит забавный медвежонок. Под елкой спрятался трусливый зайчонок.

  • Какова тема текста?
  • К какому типу речи он относится?
  • Определите его стиль, докажите правильность своего ответа.
  • Выпишите словосочетания, где прилагательные выступают в роли эпитетов и олицетворений.
  • Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание, написанный в художественном стиле?
  • Какова роль прилагательных в нашей речи?
  • Существуют слова, которые обогащают русский язык, делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, помогают избегать повторов. Что это за слова?
Подберите синонимы к следующим словам из текста 


Сказочный –
Задумчивый –
Счастливый – 


Определить способ образования имен прилагательных.
Зазеркалье, осенний, неясная, взрывоопасная, грибная, безопасный, бледнолицый, несчастная, трудный, немецко-русский (словарь), некрасивый, непоседливый,  волшебный, оконный, бесконечный, черно- белый.





Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед глазами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.
  • Скажите, какова основная мысль этого текста?
  • Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль?
  • Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению?
  • Назовите их.
  • Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а еще добрыми и злыми.
Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-вашему. В одну колонку напишите прилагательные, которые характеризуют доброго человека, а в другую – злого. 
 Пропал ваш друг (щенок или котенок). Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Выпишите прилагательные в два столбика.
качественные       относительные
Поздний, бриллиантовый, любимая, крупные, душистые, извилистые, изумрудный, безбрежный, придорожный, свинцовый, дорогой.
Объяснение нового материала:
- Объясните, в какой части слова находятся о и е после шипящих и ц.
Желтый, большой, в дремучем, черствый, образцовый, горячему, речевой.
- Прочитайте слова.
Ежовый (ёж), вещевой (вещь), лицевой (лицо), торцовый (торец).
- В какой части слова находятся о и е после шипящих и ц в данных словах?
- К какой части речи относятся данные слова?
- Выделите суффиксы и поставьте ударение.
- Какая гласная стоит после шипящих и ц под ударением в суффиксах прилагательных?
- Сделайте вывод. Когда же пишутся буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных?

Закрепление изученного материала:
1) Запись с объяснением.
Речевой аппарат, вещевой мешок, моржовый клык, холщовый мешок, свинцовые тучи, ситцевый фартук.
 
Фотодиктант:

 
 
 
 
 
 


 4) Работа с тестами:
1. Выберите имя прилагательное, которое записано без ошибок:
а)  лицовой;    б)  холщёвый;    в)  ситцевый;    г)  парчёвый;
2. В каком слове пишется буква е?
а)  медвеж..нок;    б)  лиц..м;    в)  больш..й;    г)  ключ..вой;



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.