среда, 17 декабря 2014 г.

Особенности строения текста-описания

Прочитайте  три текста.
 В конце 1942 года семнадцатилетняя девушка добровольно поступила в школу снайперов в Ленинграде и окончила ее на «отлично». Летом 1943года Алия уже на фронте. Бои были упорные и ожесточенные. Подразделение, в кото­ром находилась Молдагулова, получило приказ освободить деревню Казачиха.  Алия первой поднялась в атаку, увлекая за собой бойцов. В этом бою она унич­тожила 32 фашиста.
     Осколком мины ранило девушку в левую руку. Она сделала себе перевязку и продолжала стрелять. Вскоре разгорелась рукопашная схватка. Лицом к ли­цу столкнулась Алия с немецким офицером. Она направила свой автомат на врага, но фашист выстрелил первым. Кровью обагрилось лицо девушки. Напря­гая последние силы, Алия дала длинную очередь из автомата. Ее покинули силы. Она погибла смертью храбрых. Ей присвоено звание Героя Советского Союза.
 

     2. Всем нам хорошо известна крылатая строчка Н.А. Некрасова: «По­этом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Быть граждани­ном - это значит активно участвовать в окружающей жизни, делать так чтобы она стала лучше.
    Если никогда ни во что не вмешиваться, в сто раз легче будет жить. Но только неинтересно. Сразу тебе все чужими станут и ты всем чужой. Лес горит - пускай, мостик через канаву сломался - нам какое дело, мальчишка на улице ревет - пройдем мимо...
   Все зависит от того, как относиться к жизни в свои двенадцать- тринадцатъ лет: чувствовать себя маленьким, ничего не знающим, посторон­ним во многих делах? Или с размаху, как в недавней игре, кидаться туда, где что-то не ладится, где нужны твоя умеренная помощь, надежное плечо, креп­кие руки?
   Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к тебе, тринадцатилетний под­росток.
                                                                                                            (По Л. Симоновой)
 

   3 ... Мирные желтые сопки, зеленые луга, необъятный простор серебри­стого ковыля, подернутый вдали дрожащей дымкой, стелются перед ним. С нежностью и волнением смотрит Абай на окружающий его мир, на бескрай­нюю степь, на простор, на сопки, где он родился и где провел детство. Ему хо­чется обнять все это, покрыть горячими поцелуями. Какая нега в прохладном степном ветерке, не знающем ни бурных порывов, ни мертвого затишья! Соч­ная тучная степь все колышется от этого ветерка, и пологими волнами пере­ливается на ней ковыль. Да нет, не степь это, - бескрайнее море, сказочное море... Абай не может оторвать от него глаз.
 Он безмолвно погружается взором в вольную ширь.
Она ничуть не пугает его, если бы он смог, он охватил бы ее всю, прижался бы к ней и шептал: «Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты ка­жешься страшной - только не мне! Родная моя, милая степь!..
М. Ауэзов, «Путь Абая» (отрывок)


 Текст-описание
  – Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос «КАКОЙ?» В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)

Вводная часть (узнаем оком пойдет речь)
Основная часть (описание внешнего вида)
Заключительная часть (вывод о внешнем виде)
 


Описывать можно всё, что угодно:

… может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.


 

Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите.
М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.

 Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.
  1. По величине: ...
  2. По глубине: ...
  3. По цвету: ...

 Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений .
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей
 .
Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
В.А. Жуковский «Море»

И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет
До незыблемых высот.
Ф.И. Тютчев «Море и утёс»

 Море ___ третий день, и шхуна никак не могла пристать к берегу. ____ волны ____ били о борт, словно хотели перевернуть судно. Шхуну ___ из стороны в сторону. На горизонте море сливалось с грозовым небом, было ___ цвета. Там, где из свинцовых туч пробивалось солнце, вода становилась _____. 


Как прекрасно море на закате! __ волны ___ берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было ___. А к вечеру вода стала ___. Солнце садилось, оставляя на воде _____ дорожку.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.